Отчеты

 

ОТЧЕТ СОЮЗА РОССИЙСКИХ ГОРОДОВ ЗА ОТЧЕТНЫЙ ПЕРИОД: ОСНОВНЫЕ ВЕХИ (2017-2018 гг)

 

1 .Мы благодарим всех, кто принимал участие в работе Союза. За этот год у нас появились новые члены организации, к нам присоединились авторитетные и профессиональные эксперты, появилось больше друзей и сторонников наших идей, проектов, планов не только в России, но и далеко за её пределами. 

Уважаемые коллеги, позвольте представить Вашему вниманию отчет о работе Союза российских городов за отчетный период.

Как и прежде мы продолжили формировать свою деятельность и работу проектных офисов исходя из наиболее актуальных для членов Союза тем. 


2. Был востребован и плодотворно работал проектный офис "Прогрессивное ЖКХ".И это понятно. Прежде всего он был оживлен проектом Минстроя - «Формирование комфортной городской среды».

Заседание правления Союза в декабре 2017 года было посвящено первым итогам реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» в российских городах. Спасибо Общественной палате и поддержке Комиссии по территориальному развитию и местному самоуправлению, за помощь и проведение данного мероприятия, которое прошло в том числе и дистанционно для таких городов как -  Липецк, Пермь, Казань, Великий Новгород, Пенза, Уфа, Самара, Ростов-на-Дону и Новосибирск.

Результаты 2017 года показали, что Проект «работает» и имеет достойное воплощение. Мониторинг Союза российских городов первого этапа Проекта позволил выделить наиболее перспективные подходы в работе по обновлению и развитию городской среды – на примере решения вопросов благоустройства. Для многих муниципальных образований – это возможность восстановить объекты, которым годами не уделялось внимание. Другая возможность – продолжить, завершить или дать старт более масштабному, комплексному проекту благоустройства (ряд таких проектов являются приоритетными с точки зрения стратегического развития территорий).

Это подтвердила и участвующая в Правлении директордепартамента городской среды Минстроя – Оксана Демченко. 

В качестве отдельной, темы работы офиса и существенной составляющей Проекта, важно отметить принципиальное условие успешного участия в его реализации, а именно – обязательность разработки новых Правил благоустройства в муниципалитетах.

 В конце 2017 года соответствующие требования внесены в 131 Федеральный закон и это большая заслуга членов Союза, которые активно продвигали эти изменения.  Регионам же необходимо утвердить принципы отнесения к прилегающим территориям, а муниципалитетам – актуализировать Правила благоустройства с учетом этих принципов.

В этой связи проектный офис Союз российских городов разработал модельный вариант документа и предложил коллегам.

Проектный офис Прогрессивное ЖКХ разработал предложения по изменению ограниченного перечня видов контроля, которые вправе осуществлять государственные и муниципальные учреждения, согласно принятому в первом чтении федерального закона № 332053-7 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации. 

Тема благоустройства была актуальной и на федеральных площадках. Члены Союза активно принимали участие в мероприятиях Совета Федерации, Государственной думы, Министерства Строительства РФ и Совещаниях Правительства. Президент Союза Станислав Мошаров является членом правительственной комиссии по региональному развитию В РФ и членом Экспертного совета по формированию комфортной городской среды Минстроя РФ. На всех площадках мы стараемся активно лоббировать интересы городов входящих в состав Союза. 

Например, в Государственной Думе в июле, в рамках работы над исполнением Послания Президента Федеральному Собранию состоялось совещание "Национальные цели развития Российской Федерации до 2024 года в сфере жилья и городской среды» Оно проходило по инициативе Народного фронта и при участии ЕР и Минстроя. Вопрос жилья и городской среды рассматривался глобально, дошли даже до реформы местного самоуправления. В совещании позицию муниципалов от Союза отстаивал Мошаров С.И. И Самойлов Дмитрий Иванович.  


3.Деятельность офиса направлена на содействие муниципалитетам в выполнении требований законодательства, определении конкурентных преимуществ и использования потенциалов развития городов в соответствии с документами стратегического планирования.

Совместно с нашими коллегами, и я бы сказала большими друзьями, из Государственной Думы мы разработали проект Федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации."

Эксперты Союза считают, что действующий не установил исчерпывающий перечень документов стратегического планирования, разрабатываемых на уровне муниципальных образований, нет четких требований к документам стратегического планирования, органы мсу не имеют конкретных целевых и методических ориентиров для разработки собственных актов.  Важнейший вопрос о методическом и информационном обеспечении процесса стратегического планирования на местном уровне остаётся не решённым.

 Наш проект закона предполагает изменения, которые позволяют устранить отмеченные выше проблемы организации процесса стратегического планирования на уровне муниципального образования и повысить качество разрабатываемых документов. 

Предлагаемый документ закрепляет норму самостоятельного принятия решения органами мсу по номенклатуре и объему разрабатываемых документов. 


4. Очень сложно продвигается наш проект закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях развития городских агломераций»

Формирование городских агломераций стало реальным процессом, набирающем силу и втягивающим в межмуниципальное сотрудничество все больше городов и муниципалитетов. Союз российских городов одним из первых достаточно плотно занимается этим вопросом вот уже с 2014 года. 

Проектируя изменения действующего законодательства, наши эксперты учитывали сложившиеся тренды социально-экономического и демографического развития, которые с высокой долей вероятности сохранятся в долгосрочной перспективе. Ключевой закономерностью в этом контексте является все большее стягивание населения, хозяйственной и социальной активности в городские агломерации, расширение их границ и влияния на демографию и экономику территории. С другой стороны, учли динамику и растянутость (этапность) агломерационных процессов, когда переход к следующему этапу будет обуславливаться как объективными факторами, так и используемыми мерами государственного управления, включая нормативное регулирование.

У нас много сторонников в том числе Минэк и депутаты ГД. Будем стараться на предстоящих сессиях принять данный закон.


5. Сразу два крупных, знаковых, спортивных соревнований было организовано Союзом. 

Часто межмуниципальное сотрудничество и крепкая дружба между городами начинается с неделовых совместных мероприятий.  Яркими примером этому стал хоккейный турнир. Он состоялся в январе 2017 года   высокогорном городе Нарын в Кыргызской Республике. Против сборной команды Челябинской городской думы играли три команды - Сборная Казахстана Сборная, Киргизии и Сборная Нарына.  

Россияне победили, однако спортивный характер и любовь к хоккею положили начало дружбе между двумя городами. После встречи на ледовой арене руководители городов заключили партнерский договор о сотрудничестве, в рамках которого планируется общение не только по линии спорта


6. 2018 год для России проходил под лозунгом Чемпионата Мира по футболу.  Многие города Союза показали действительно высокий уровень, провели колоссальную работу по подготовке стадионов и городской инфраструктуры для проведения матчей и приема болельщиков. 

В поддержку чемпионата Союз российских городов совместно с Посольством Германии в России провел дружеский футбольный турнир в подмосковном городе Солнечногорске.  В «Российско-Германском Кубке Мэров» приняли участие команды бургомистров, Посольства Германии, правительства Московской области.  Сборная мэров городов России, возглавляемая капитаном – Станиславом Ивановичем Мошаровым, была представлена городами Союза: Липецком, Ярославлем, Москвой, Тольятти и Челябинском.  Мы заняли почетное 3 место, уступив профессионалам из московской области. Ожесточенная борьба была с бургомистрами, но мы выиграли отлаженную и давно играющую команду.  

После футбольных баталий участники турнира – мэры обеих стран, с интересом обсудили работу по управлению городами, и нашли много точек соприкосновения, не смотря на разное устройство и историю местного самоуправления.

 Подобные мероприятия хорошо отражают суть межмуниципальной общественной дипломатии, которая позволяет установить доверительный контакт на межмуниципальном уровне, восполнить пробелы и преодолеть конфликты, которые встречают наши политические отношения.


7. Вопросам развития общественной дипломатии было посвящено совещание проектного офиса Союза российских городов по международным отношениям в феврале этого года в Ростове-на-Дону. Представители муниципалитетов, Министерства иностранных дел, Совета Федерации, Государственной Думы обсуждали вопросы международного сотрудничества органов местного самоуправления в части практических аспектов российского законодательства.  Итоговая резолюция мероприятия, включающая вопросы по формированию нормативно-правовых документов, регулирующих международную деятельность российских городов, была направлена во все заинтересованные федеральные структуры. В настоящий момент наши предложения прорабатываются в Комитете Совета Федерации по международным делам.

Союзу выпала честь представлять российское муниципальное сообщество на 34 - ой сессии Конгресса местных и региональных властей Совета Европы. Впервые за все время работы Конгресса, в марте этого года, в Страсбурге, состоялась презентация нашей организации.  Представители зарубежных городов и международных организаций на выставке Союза с интересом изучали информацию об устройстве местного самоуправления в России и о деятельности Союза российских городов.   Деятельность нашей организации была представлена в рамках протокольной встречи между Президентом Союза российских городов и Председателем Конгресса госпожой Гудрун Мослер была дана высокая оценка деятельности нашей организации. 

Текущий год объявлен Министерством иностранных дел Российской Федерации годом регионально-муниципального партнерства между Россией и Германией. На прошедшей в июне в 2017 году14-ой Конференции городов-партнеров, при участии министров обеих стран, состоялось официальное открытие перекрестного года. С этого момента работа по курированию года с российской стороны была делегирована Союзу российских городов.  

У России большая история породненных связей с Германией, почти 100 российских городов имеют партнерские отношения с германскими городами. Перед нами стояла сложная задача, имея такое большое число партнерских связей, не только укрепить имеющееся партнерство, но и установить новые. Подводя итоги нашей работы, мы можем смело говорить, что мы справились.  За этот год было реализовано более 500 проектов между российскими и германскими городами, информация о которых собрана на странице сайта Союза, посвященной году партнерств. Примечательно, что реализованные проекты, касались не только молодежных и культурных обменов, много проектов было реализовано в сфере экономики и межмуниципальных и узкоспециализированных профессиональных обменов. 

На завершающей год конференции 14 сентября в Министерстве иностранных дел в Берлине, будут подписаны официальные документы о партнерстве между тремя НОВЫМИ российско-германскими парами городов. 

На мероприятии, министры иностранных дел обеих стран, отметят грамотами 30 наиболее ярких и выдающихся российско-германских проектов, реализованные в период перекрестного года. Из них 20 – это члены Союза.  


8. В отчетный период продолжилась работа экспертов Союза в Постоянной комиссией МПА СНГ по изучению опыта государственного строительства и местного самоуправления. Союз участвует в разработке проекта Методических рекомендаций по правовому регулированию и организации межмуниципального сотрудничества.

Проблема дефицита квалифицированных рабочих кадров стоит на повестке российских муниципалитетов уже не один год.  Профессиональные кадры необходимо воспитывать. Чтобы внести свой вклад в решение этого вопроса Союз российских городов  в 2017 году совместно  с Федеральным агентством по делам молодежи разработал магистерскую программу  «Лидерство в управлении гражданскими и общественными инициативами». Программа рассчитана на руководителей и специалистов органов государственного управления и местного самоуправления, муниципальных служащих, лидеров общественно-политических организаций, молодежных движений,  руководителей НКО. В конце 2017 года мы получили более 300 заявок на обучение со всех уголков нашей страны. Обучение началось весной этого года и уже в ближайшее время в муниципалитетах Союза российских городов, возможно, будут работать выращенные нами высококвалифицированные специалисты. 

Подходя к завершению отчета, я хочу рассказать о самом значимом мероприятии для Союза и всего муниципального сообщества.  Это конечно же - 5-ый Форум лучших муниципальных практик. Впервые наш Форум прошел  за пределами России.  Мероприятие состоялось  на территории Кыргызской Республики при поддержке  Правительства. 

12 апреля в резиденции Президента Кыргызской Республики собралось более 250-ти человек. Среди которых были делегации из России, Кыргызстана, Германии, Финляндии, Соединенных Штатов Америки, Южной Кореи, Кипра, Турции, Китая, Туркменистана, Узбекистана и Таджикистана. Представители муниципалитетов два полных рабочих дня презентовали и обсуждали   муниципальные практики на восьми секциях. 

 Впервые к Форуму были собраны лучшие практики от зарубежных коллег: они были размещены на сайте – Карта лучших муниципальных практик, и выпущены в отдельный печатный сборник.  Кстати сегодня на нашем сайте уже 1000  практик, и они находятся в свободном доступе для всех заинтересованных лиц.  Традиционно на мероприятии были отмечены лучшие практики в 16 номинациях. Голосование велось среди самих работников муниципалитетов на сайте Форума, именно муниципалы сами оценивали насколько интересен опыт  того или иного города.  Кстати среди практик победителей,  заслуженную награду получил город Липецк,  в номинации «Жилищно-коммунальное хозяйство»  за практику - «Расселение из ветхих и аварийных домов - полностью за счёт привлечённых средств». 

Форум закрепил за собой статус площадки не только по обмену опытом, но и по установлению контактов, подписанию соглашение о взаимодействии между российскими и зарубежными городами. В рамках Форума были заключены протоколы о сотрудничестве и соглашения о добрых намерениях между Челябинском и Нарыном, городом Ош и Ярославлем, Бишкеком и городом Грозный. Союз российских городов подписал официальные документы о межмуниципальном взаимодействии на международном уровне с Союзом местных самоуправлений Кыргызской Республики, Ассоциацией породненных городов (Соединенные Штаты Америки), «Международной Китайской Ассоциацией Дружбы Городов». 

Еще одним нововведением в работе Форума стали деловые переговоры между представителями бизнес сообществ и правительственными муниципальных образований. 


9. Дополнительно хочу отметить работу Союза по линии развития международных межмуниципальных отношений. За отчетный период мы установили дружеские партнерские контакты с рядом международных организаций среди которых Союза общин Республики Армении, Совет по взаимодействию органов местного самоуправления при Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь, Ассоциация финских местных и региональных властей, Конгресс Местных Властей Молдовы, Союз Муниципалитетов Тюркского Мира. 

В рамках данных партнерств уже сейчас формируются планы на предстоящую работу. Хочу отметить, что в следующем году мы планируем провести несколько  крупных межмуниципальных  мероприятий на международном уровне.  

Но не буду раскрывать пока все наши планы! Продолжайте также активно участвовать в работе Союза, внимательно следите за нашими планами и Вы сможете оказать в эпицентре данных событий.