Наибольшую актуальность тема муниципального контроля имела в период 2018-2021 гг., что было связано с разработкой принятия Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
В апреле 2019 года на базе СРГ создан и успешно функционирует проектный офис «Муниципальный контроль». Так, впервые проведен масштабный и системный анализ положения дел в сфере муниципального контроля, направленный на изучение существующих практик организации и осуществления контрольной деятельности в городах Российской Федерации, а также выявления проблем и условий, им способствующих. Результаты этой работы нашли свое отражение в многочисленных экспертно-аналитических и методических материалах СРГ, посвященных совершенствованию контрольных и иных сопутствующих полномочий органов местного самоуправления. При этом основная задача заключалась в обеспечении учета особенностей, интересов и объективных возможностей муниципальных образований в ходе системных преобразований в соответствующей сфере. СРГ успешно справился с данной задачей. На сегодня тема муниципального контроля с анонсированным реформированием местного самоуправления как неотъемлемой части единой системы публичной власти в РФ не требует постоянного сопровождения в формате проектного офиса СРГ, однако не может оставаться без внимания и нуждается в комплексном урегулировании на политическом уровне.
Основные задачи проектного офиса: анализ принятых решений и их исполнения на муниципальном уровне; экспертная оценка инициатив и предложений по внесению изменений и дополнений в действующие и разрабатываемые правовые акты; подготовка предложений по уточнению и дополнению отдельных положений действующего законодательства; взаимодействие с партнерами по вопросам муниципального контроля и обеспечение информирования городов- членов СРГ.
Для реализации задач проектным офисом организованы и проведены обучающие мероприятия, экспертные обсуждения, широкие консультации с организациями-партнерами, в том числе ВАРМСУ, профильными комитетами Государственной Думы и Совета Федерации, подготовлены правотворческие инициативы, представители проектного офиса приняли участие в обсуждениях и доработке проекта так называемого «закона-спутника» (принят 11.06.2021 за № 170-ФЗ).
22 января 2021г. Координатор проектного офиса Евгений Чернышев и другие эксперты проектного офиса приняли участие в экспертной дискуссии по обслуживанию законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «о Государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в частности реализации интересов органов местного самоуправления в сфере муниципального контроля и смежных видов государственного контроля (надзора), которая проходила в Ханты-Мансийске.
24-25 августа 2021г. в рамках Всероссийской конференции «Актуальные вопросы контрольной и надзорной деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства» с докладом на тему «Муниципальный контроль в новых правовых условиях» в пленарной части конференции выступила генеральный директор СРГ Александра Игнатьева.
В рамках организационного СРГ марафона экспертных обсуждений «Роль российских городов в подготовке Основ государственной политики Российской Федерации в области развития местного самоуправления до 2030 года» проведены две тематические площадки «Муниципальный контроль-новые подходы и инструменты в целях поддержания порядка в муниципалитетах»: 15 марта 2021 г.- в Хабаровске, 17 марта 2021г.- в Великом Новгороде. По итогам марафона подготовлена резолюция с предложениями по развитию института муниципального контроля.
07 апреля 2021г. в выпуске журнала «Бюджет» №4 за апрель 2021г. по итогам марафона экспертных обсуждений опубликована статья координатора проектного офиса Евгения Чернышева «Муниципальный контроль: новые подходы и инструменты в целях поддержания порядка в муниципалитетах».
10 июня 2021г. проведен бесплатный обучающий онлайн семинар по вопросам регионального и муниципального контроля. Общее количество участников семинара превысило 5800 человек.
Экспертами проектного офиса подготовлены предложения по внесению изменений и дополнений в проекты «закона-спутника» (принят 11.06.2021г. за № 170-ФЗ), новой редакции КоАП РФ, Процессуального КоАП РФ, а также изменений в Федеральный закон от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», бюджетного законодательство и концепции изменения законодательства субъектов Российской Федерации об административных правонарушений.
Отдельно проработаны и направлены в уполномоченные органы правотворческие инициативы о внесении изменений в КоАП РФ – в части наделения должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, уполномоченных на составление протоколов об административных правонарушениях, принимать меры обеспечения производства по делам об административных правонарушений путем изъятия вещей и документов как орудия совершения правонарушения; в Правила оказания услуг почтовой связи, утвержденные приказом Минцифры России от 31.07.14 № 234, - в части наделения должностных лиц, уполномоченных на составления протоколов об административных правонарушениях, правом направлять почтовые отправления разряда «административное» в рамках производства по делам об административных правонарушениях в соответствии с КоАП РФ и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проведено масштабное исследование законодательства всех 85 субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях и о наделении органов местного самоуправления отдельными полномочиями по созданию административных комиссий. По результатам оформлены уникальные аналитические материалы по вопросам правового регулирования ответственности за нарушения в сфере благоустройства, компетенции мировых судей, органов, должностных лиц по рассмотрению дел об административных правонарушениях, иных особенностей регулирования административной ответственности за допущенные правонарушения.
Подготовлены обзор и отзыв на проект федерального закона №40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» в части муниципального контроля.