Состояние коммунальной инфраструктуры является ключевым параметром, определяющим качество жизни городского населения. При этом отрасль хронически недофинансирована – по оценкам экспертов дефицит средств на модернизацию составляет более 4,5 триллионов рублей, а существующие тарифные ограничения делают ее малопривлекательной для инвесторов. Это ведет к постепенной деградации коммунальной инфраструктуры. В настоящее время замене подлежат 42% сетей, а ежегодный прирост ветхих сетей (3%) превышает объем их замены (1-2%). Потери коммунальных ресурсов в сетях составляют 11,6% по теплу и 22,9% по воде. Ежегодно на сетях случается до 80000 тысяч аварий и инцидентов.
Для решения накопленных проблем президент Российской Федерации В.В. Путин поручил Правительству разработать комплексную программу модернизации жилищно-коммунального хозяйства и синхронизировать её с другими планами инфраструктурного развития, а также капитального ремонта жилого фонда. В результате ее реализации к 2030 году должна быть проведена модернизация более 7 тыс. объектов инженерной и коммунальной инфраструктуры (водозаборные и очистные сооружения, насосные станции, источники тепловой генерации, тепловые пункты, очистные сооружения канализации), более 260 тыс. км сетей. В результате должно произойти снижение потерь по теплу на 1,6%, а по воде до 5,3%. Аварийность должна сократиться на 48%. Финансирование указанных мероприятий должно составить 278 млрд. рублей, в том числе 151 млрд. рублей из средств федерального бюджета и ФНБ.
В настоящее время модернизация объектов коммунальной инфраструктуры возможна в рамках нескольких федеральных проектов - Программа «Стимул» Минстроя РФ (общий объем финансирования - 125,2 млрд руб.), Программа поддержки низкомаржинальных проектов (6,3 млрд руб.), Федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» (189,5 млрд руб.), Федеральный проект «Чистая вода» (13,8 млрд руб.), Федеральный проект «Оздоровление волги» (57.7 млрд руб.), Федеральный проект «Сохранение озера Байкал» (11,1 млрд руб.), Федеральный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» (285,4 млрд руб.), Федеральный проект «Региональная и местная дорожная сеть» (135,1 млрд руб.) и других. Однако для участия в данных программах и проектах регионам и муниципалитетам необходимо подготовить качественную программную и проектную документацию. К сожалению, как неоднократно заявляли представители федеральных министерств и ведомств, это получается не всегда.
Для помощи городам в создании и реализации программ модернизации коммунальной инфраструктуры, в увеличении эффективности работы жилищно-коммунальной сферы, повешении уровня комфорта городской среды, Союзом Российских городов создан Проектный офис «Прогрессивное ЖКХ». Руководитель Проектного офиса - Председатель Экспертного совета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству при Комитете Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Руководитель комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству Общественного совета Минстроя России, Исполнительный директор Ассоциации «Совет ЖКХ» И.А. Булгакова.
В качестве приоритетных направлений деятельности Проектного офиса «Прогрессивное ЖКХ» на 2021 – 2023 гг. были определены:
9 июня 2021 г. в Совете Федерации состоялся он-лайн круглый стол на тему "Актуальные вопросы реализации федерального проекта "Формирование комфортной городской среды", на котором Генеральный директор Союза российских городов Алекандра Игнатьева представила итоги мониторинга реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» со стороны непосредственных участников данного проекта – российских городов. Накануне мероприятия Союз провел опрос среди членов организации по выявлению проблематики. От городов Союзом были получены более 20 предложений по улучшению работы данного проекта. Предложения переданы Комитету Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, который организовал данное мероприятие, а также в Государственную Думу РФ.
Более 120 предложений и дополнений для федеральных органов власти были сформулированы 16 декабря 2021 года на расширенном заседании Правления Союза российских городов, в котором участвовали 52 муниципальных образования. Представители от городов сформулировали объединенное мнение по проекту Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, которые были доведены до профильных комитетов Федерального Собрания Российской Федерации и структур федеральных органов исполнительной власти России.
В июле 2022 года прошло заседание Проектного офиса, в котором приняли участие представители Фонда реформирования ЖКХ, Совета Федерации, Государственной Думы, экспертного сообщества. На заседании присутствовали 17 городов СРГ. По итогам заседания принято решение об организации совместной работы с Фондом реформирования ЖКХ с целью определения в городах Союза приоритетных проектов модернизации коммунальной инфраструктуры, требующих государственной поддержки. Подписано соглашение о сотрудничестве с Ассоциацией «Совет ЖКХ» и Ассоциацией энергосервисных компаний РАЭСКО.