РЕЗОЛЮЦИЯ Всероссийского совещания на тему «Трансформация регулирования рынка управления многоквартирными домами»

4 июня 2024 г.

Дата и время проведения: 24 апреля 2024 г., 11:00
Место проведения: г. Санкт-Петербург, конгрессно-выставочный центр
«Экспофорум» (Петербургское ш., д.64/1, лит.А)
Формат проведения: очное, дистанционное

24 апреля 2024 года в рамках конгрессной программы выставки «ЖКХ России 2024» при поддержке Минстроя России и Правительства Санкт-Петербурга состоялось Всероссийское совещание на тему «Трансформация регулирования рынка управления МКД».

Организаторами мероприятия выступили Ассоциация управляющих организаций «Новое качество», Союз российских городов, Ассоциация предприятий сферы ЖКХ «Объединенный Жилищно-Коммунальный Совет» при поддержке АО «Газпромбанк».

Проведение Всероссийского совещания организовано в рамках исполнения Решений по итогам совместного заседания Комиссии Государственного совета Российской Федерации по направлению «Строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, городская среда» и Комитета Государственной Думы по строительству и ЖКХ от 6 декабря 2023 года, а также Протоколов заседаний рабочей группы Государственной Думы по совершенствованию законодательного регулирования, направленного на развитие коммунальной инфраструктуры и повышения качества услуг ЖКХ от 1 февраля 2024 года и 26 марта 2024 года.

Ключевыми вопросами для обсуждения стали:

  • Совершенствование регулирования деятельности по управлению МКД: сравнительный анализ моделей управления, возможные направления трансформации.
  • Повышение роли органов региональной власти в системе управления многоквартирными домами при лицензировании и саморегулировании.
  • Вопросы разграничения ответственности между участниками управления многоквартирного дома на основе анализа судебной практики. Ответственность ресурсоснабжающих и управляющих организаций по обеспечению собственников помещений МКД качественными коммунальными услугами.
  • Отдельные вопросы проведения работ по капитальному ремонту МКД. Оптимизация расходов по обслуживанию специальных счетов и повышению доходности от размещения средств. Техническое обследование МКД. Ответственность управляющих организаций в процессе подготовки и проведения капитального ремонта МКД.
  • Стандартизация деятельности управляющих организаций. Место стандартов саморегулируемых организаций в системе нормативных актов.
  • Влияние саморегулируемых организаций на формирование рынка добросовестных участников, обеспечивающих повышение качества и безопасности многоквартирных домов.
  • Механизмы защиты прав и законных интересов добросовестных участников отношений по управлению многоквартирными домами при саморегулировании, в т.ч. при разрешении споров.
  • Концепция эффективной эксплуатации при реализации заказчиком проектов экономически эффективной недвижимости.
  • Совершенствование системы ценообразования в сфере управления многоквартирными домами.

В рамках повестки совещания выступили председатель Комитета Государственной Думы по строительству и ЖКХ – Пахомов Сергей Александрович, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации – Ересько Алексей Васильевич, руководитель направления «Капитальный ремонт» ППК «Фонд развития территорий» – Сысоев Павел Валерьевич, исполнительный директор Центра по работе с организациями городского хозяйства АО «Газпромбанк» –Коцин Олег Евгеньевич.

В дискуссии приняли участие представители профильных органов государственной власти и государственного жилищного надзора субъектов Российской Федерации, профильных органов местного самоуправления, Экспертного совета по ЖКХ при Комитете Государственной Думы по строительству и ЖКХ, Комитета по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства ТПП РФ, Ассоциации региональных операторов капитального ремонта МКД, Ассоциации предприятий сферы ЖКХ «Объединенный Жилищно-Коммунальный Совет», Ассоциации управляющих организаций «Новое качество», Фонда «Институт экономики города», ООО «Институт управления ЖКХ», СРО «Национальный Жилищный Конгресс», Ассоциации СРО «Гильдия ЖКХ» г. Иркутска, экспертного сообщества и профессиональные участники рынка управления многоквартирными домами.

В ходе совещания участники отметили следующее.

  • Клюевыми проблемами рынка управления МКД являются:
    • Отсутствие ответственного собственника помещения в многоквартирном доме;
    • Применение неконкурентных способов ведения бизнеса недобросовестными участниками рынка;
    • Негативный инвестиционный климат на рынке управления МКД;
    • Отсутствие действенных механизмов и инструментов влияния органов власти на местах на регулирование рынка управления МКД в целях недопущения нарушения прав граждан – собственников помещений в МКД;
    • Дисбаланс прав и обязанностей собственников помещений в МКД, управляющих организаций, поставщиков коммунальных услуг.
  • Совершенствование правового регулирования деятельности по управлению многоквартирными домами необходимо рассматривать в рамках комплексного совершенствования правового регулирования этапа эксплуатации МКД, как этапа жизненного цикла объекта капитального строительства.
  • Совершенствование правового регулирования системы допуска на рынок профессиональных управляющих организаций, контроль и надзор за их деятельностью являются приоритетным направлением трансформации сферы управления МКД.
  • Для формирования предложений по регулированию деятельности по управлению многоквартирными домами был проведен комплексный сравнительный анализ существующей системы допуска на рынок - лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и системы обязательного саморегулирования в сфере управления многоквартирными домами.
  • В ходе предстоящей трансформации сферы управления МКД отдельное внимание необходимо уделить повышению роли органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, разработать и внедрить механизмы и инструменты влияния на регулирование рынка на местах в целях недопущения на рынок недобросовестных участников и повышения качества управления жилым фондом.
  • Комплексный анализ систем допуска на рынок управления МКД показал, что государственное лицензирование фактически стало формальным механизмом допуска на рынок управления и не может эффективно реагировать на современные вызовы и задачи, стоящие перед сегментом управлением многоквартирными домами отрасли жилищно-коммунального хозяйства. Процесс лицензирования имеет формальный характер, лицензионный контроль сводится к принятию штрафных мер в отношении управляющих организаций, однако существенного влияния на улучшение качества ни управления, ни технического состояния жилищного фонда не происходит, а точечная корректировка норм законодательства, не дает реального системного эффекта.
  • В результате проведения комплексного анализа систем допуска на рынок управления МКД представляются целесообразными выводы о том, что обязательное саморегулирование является более комплексным и гибким механизмом и модель управления, основанная на нем, может стать более гибкой и эффективной, в частности, за счет более широкого спектра механизмов и возможностей - лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, и системы обязательного саморегулирования в сфере управления многоквартирными домами:
    • Возможность предъявить дополнительные требования к УО: квалификация персонала, опыт, деловая репутация, наличие материально-технической базы при осуществлении допуска на рынок;
    • Оперативно разработать и внедрить стандарты деятельности УО, а также управления МКД, учитывающие региональные особенности;
    • Внедрить систему оценки опыта и деловой репутации УО для сопоставления их при выборе;
    • Создать механизм быстрого реагирования для прекращения деятельности недобросовестных УО;
    • Создать механизм оперативного восстановления поврежденного имущества МКД, возмещения вреда собственникам помещений и третьим лицам;
    • Обеспечить непрерывность эксплуатации МКД за счет обязательств членов СРО «подхватывать» дома в случае ликвидации или исключения из СРО УО за счет средств СРО;
    • Создать условия для защиты интересов участников и обеспечения стабильной деятельности УО, что позволит улучшить инвестиционный климат (как для вложения дополнительных средств в жилищный фонд, так и вложения в свое собственное развитие);
    • Обеспечить формирования прав и обязанностей собственников помещений в МКД, управляющих организаций, поставщиков коммунальных услуг.
  • При системе обязательного саморегулирования станет возможным провести перераспределение контрольно-надзорных полномочий органов ГЖН между профильными органами государственной власти субъекта Российской Федерации и саморегулируемой организацией, сохранив за органами ГЖН исключительно надзор за техническим состоянием многоквартирного дома.
  • В целях повышения качества жилищно-коммунальных услуг для собственников помещений в многоквартирном доме необходимо вырабатывать комплексные решения, в том числе цифровые, способствующие выстраиванию партнерских отношений между поставщиками коммунальных услуг и управляющими организациями.
  • Стандартизация деятельности по управлению многоквартирным домом является основой выстраивания взаимодействия собственников помещений и управляющей организации. Среди преимуществ стандарта управления МКД эксперты выделяют следующие:
    • обеспечение одинакового понимания собственниками помещений в МКД и управляющими организациями сущности каждой из предлагаемых работ (услуг);
    • создание инструмента аргументации необходимости осуществления тех или иных работ (услуг) и четкими критериями оценки достижения результата;
    • создание основу для переговорного процесса при заключении договора управления;
    • рассчитать размер финансовых затрат на выполнение каждого вида работ (услуг) при осуществлении деятельности по управлению МКД;
    • оптимизировать форму договора управления МКД;
    • оптимизировать цену договора управления МКД;
    • разграничить зоны ответственности между собственниками помещений в МКД, управляющими организациями, подрядными организациями, контрольно-надзорным органом.
  • В целях повышения инвестиционного климата рынка управления МКД, а также повышения прозрачности расчетов при формировании размера платы за жилое помещение и/или выполненные (оказанные) работы (услуги) необходимо проведение реформы ценообразования в сфере управления МКД, в частности, совершить поэтапный переход от регулируемого органом местного самоуправления ценообразования на услуги управляющей организации к свободному рыночному ценообразованию путем согласования цены на ЖУ между УО и собственниками помещений в МКД.

По итогам обсуждения вопроса трансформации регулирования рынка управления многоквартирными домами, участники совещания высказали следующие рекомендации:
- Комиссии Государственного совета Российской Федерации по направлению «Строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, городская среда», Комитету Государственной Думы по строительству и ЖКХ, Министерству строительства и ЖКХ Российской Федерации подготовить совместно с представителями профессионального сообщества системные меры по повышению эффективности регулирования управления многоквартирными домами, осуществив переход от обязательного лицензирования к обязательному саморегулирования деятельности в сфере управления многоквартирными домами.
- Министерству строительства и ЖКХ Российской Федерации, Рабочей группе по реализации механизма регуляторной гильотины в сфере строительства и ЖКХ совместно с представителями профессионального сообщества в целях оптимизации и гармонизации действующего законодательства и правоприменительной практики в сфере управления жилым фондом провести анализ действующих нормативно-правовых актов, правовых актов, писем федеральных органов государственной власти, регламентирующих и разъясняющих деятельность по управлению жилым фондом, в том числе деятельность управляющих организаций в целях отмены избыточных, дублирующихся и противоречивых норм и положений.
- Министерству строительства и ЖКХ Российской Федерации в целях повышения инвестиционного климата рынка управления МКД, а также повышения прозрачности расчетов при формировании размера платы за жилое помещение и/или выполненные (оказанные) работы (услуги) рассмотреть ситуацию с экономическим обоснованием размера платы и совместно с представителями профессионального сообщества вынести на обсуждение предложения по реформированию системы ценообразования.