Существование современного общества неизбежно связано с образованием самых различных отходов. Для переработки многих видов коммунальных отходов сформированы федеральные и региональные программы, которые реализуются федеральными, региональными и муниципальны структурами. В тоже время переработка отходов, связанных с деятельностью водного сектора коммунального хозяйства – иловых карт, осадков сточных вод (далее – ОСВ), осталась в значительной степени неохваченной этими программами. Так, из 400 объектов, внесенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (ГРОНВОС) по состоянию на начало 2022 года только единицы российских городов могут показать работу над иловыми картами (в 2021 г. - три карты (Казань, Воронеж, Санкт-Петербург) из 10929 заявленных объектов накопленного вреда окружающей среде, в 2022 г. – тоже три (Владимир, Казань, Воронеж) из 400 заявленных).
Переработка и утилизация ОСВ, неотрывно связаны с функционированием водного хозяйства и является не менее значимой задачей с точки зрения предотвращения вреда, наносимого экологии.
При суммарной мощности канализационных очистных сооружений населенных пунктов в 55,5 млн.м3/год, объем осадков, образующихся в результате их деятельности, составляет около 1.5 млн.м3/год. Еще около 20 млн.м3 иловых осадков накоплены на существующих иловых картах, действующих или прекративших свою деятельность предприятий, таких как водоканалы и бывшие очистные сооружения градообразующих предприятий.
Проектный офис «Вода и городская экология» создан 29 июля 2021 г. На первом заседании Проектного офиса был рассмотрен передовой опыт обращения с осадком городских канализационных сооружений, представлены основные технологии в этой области. По итогам заседания был подготовлен и направлен в города СРГ опросный лист по проблеме накопленного осадка. Были получены ответы от 26 городов, для 20 из них вопрос является актуальным.
В качестве основных проблем отмечены вред окружающей среде и качеству жизни горожан (16 городов) и большая территория, занятая иловыми картами и мешающая развитию города (6 городов). Половина из опрошенных городов в качестве основного препятствия для решения проблемы накопленного осадка указала на недостаток финансирования. При этом большинство городов считают, что основным источником финансирования должны быть средства федерального бюджета.
Проектным офисом был проведен анализ действующих национальных проектов и федеральных программ на предмет возможности использования их средств для финансирования проектов в сфере обращения с осадком городских канализационных сооружений. По результатам экспертами проектного офиса составлена таблица «Основные источники и условия финансирования проектов строительства, реконструкции очистных сооружений (ОС) и утилизации «ОСВ)».
Экспертами Проектного офиса подготовлена базовая карта принятия решений по возможному участию потенциального заявителя в действующих федеральных проектах, по реализации механизмов привлечения инвестиций, о необходимости формирования специализированной структуры по обращению с осадком, а также о выборе оптимальной технологии обращения с осадком базирующийся на экспертном анализе ситуации в конкретном муниципалитете, на конкретном водоканале.
Изучен опыт использования ОСВ в качестве вторичного ресурса, а также применяемые и перспективные к применению технологии для экологически безопасной и эффективной обработки осадка на водоканалах. Анализ применяемых и перспективных технологий позволил разработать матрицу возможных технологических решений обращения как с накопленным, так и с вновь образующимся ОСВ. Возможность и эффективность использования той или технологии на конкретном водоканале зависит от объема осадка, его физических и химических характеристик и является предметом отдельного исследования, которое может быть проведено экспертами Проектами офиса.
Подготовлены и направлены от имени СРГ в профильные органы государственной власти предложения по включению в программу «Применение вторичных ресурсов, вторичного сырья из отходов в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства на 2022 – 2030 годы» мер государственной поддержки мероприятий по обезвреживанию и обеззараживанию ОСВ с последующим вовлечением полученного безопасного продукта в хозяйственный оборот.
Проектным офисом были инициированы и проведены совещания, встречи, переговоры по привлечению федеральных средств на реконструкцию очистных сооружений и утилизацию и вовлечение в хозяйственный оборот утилизируемого ОСВ. Такие встречи проведены в следующих профильных федеральных ведомствах и организациях: Минстрой России, Минприроды России, ППК «Российский экологический оператор», Фонд развития территорий и ряде других структур.
На многих крупных федеральных тематических форумах и выставках выступали эксперты Проектного офиса по проблематике обращения с ОСВ. Так, круглые столы или выступления состоялись на XIII Международном форуме «Экология» в мае 2022 г., Всероссийском водном конгрессе в июне 2022, Форуме-выставке ECWAEXPO 2022 в сентябре 2022 г. и ряде других.
Проектным офисом проведены выездные заседания на очистных сооружениях канализации ряда водоканалов с участием руководителей и технических специалистов отрасли, экспертов, потенциальных инвесторов. Для проведения совещаний подбирались водоканалы с типичной для средних и малых городов России производительностью очистных сооружений.
В частности, выездные совещания и детальные обследования проводились на следующих водоканалах:
По итогам совещаний и обследований, изучения опыта по обращению с ОСВ, для водоканалов городов СРГ подготовлены рекомендации по применению конкретных технологий по утилизации вновь образуемых и накопленных иловых осадков, привлечению федерального финансирования и частных инвестиций.
Данная работа проводилась во взаимодействии с муниципальными органами власти указанных городов. Проводились совещания, встречи, переговоры, в частности, по использованию утилизируемого ОСВ в городском хозяйстве.
Также Проектным офисом детально изучен опыт водоканалов Москвы и Санкт-Петербурга по обращению с ОСВ, их утилизации и вторичному применению. Этот опыт может быть востребован крупными городами СРГ.
Также проведены совещания и консультации по изучению опыта утилизации ОСВ и применяемых для этого технологий на Щелковских межрайонных очистных сооружений, осуществляющих приемку и очистку сточных вод из 5 городских округов. В настоящее время в рамках реализации федерального проекта «Оздоровление Волги» национального проекта «Экология» проводится реконструкция этого комплекса очистных сооружений общей производительностью 320 тыс. куб. м/сут., что позволит увеличить их мощность до 400 тыс. куб. м/сут.
В настоящее время Проектным офисом на основе проделанной работы готовятся к реализации несколько пилотных проектов по утилизации и применению в качестве вторичных ресурсов вновь образуемого и накопленного ОСВ. В рамках подготовки пилотных проектов подобраны проектные организации, определены источники финансирования, привлечены инвесторы, предложены технологии, ведется работа по запуску вторичных ресурсов на базе утилизируемых ОСВ в хозяйственный оборот.
Помимо проблемы обращения с осадком городских канализационных сооружений в качестве перспективных направлений также рассматриваются обращение с накопленными объемными отходами промышленности, занимающими большие площади и мешающими развитию городских территорий (например, золошлаковые отходы), а также развитие городских систем ливневой канализации.
15 апреля 2022 г. Союз российских городов и Национальная ассоциация водоснабжения и водоотведения подписали соглашение о сотрудничестве. Работа осуществляется совместно.